Where the mountains…

В далеком 2012 году искала я место, где может отдохнуть и душа и тело, так чтобы все проблемы на время покинули голову и суета городская была далеко далеко 🙂
Куда же если не в горы. Моя заветная мечта иметь домик в горах, чтобы рядом был лес и озера…или река.
Искала местечко, где бы скрыться от всех, а чтобы от скуки не зачахнуть, собиралась взять свою близкую подругу, Свету, которая всегда согласна со мной поехать, в любые далекие дали) Но так как подруга огромный любитель музеев и всех туристических достопримечательностей, решила выбрать место подальше от города, иначе, вместо отдыха мне бы светил кросс по музеям, я коварная.
Выбрала село Кривори́вня, которое окружено горами со всех сторон, а в центре протекает река Черный Черемош. Но… как же надо мной , наверное смеялась вселенная, место моего отдыха, оказалось село-музей! Света же довольно потирала ручки и складывала в чемодан туфли на низком ходу, предвкушая быстрый пеший тур по достопримечательностям 😀
В пеших длительных прогулках, нет ничего плохого, но у нас с Светланкой большая разница в росте, ее шаг- моих два, (а шагать она любит очень быстро, спортсменка она), и я люблю всё фотографировать вокруг, а она же мне говорит “некогда, быстрее идем, фотографируй глазами – запоминай”. Вот, нервно хихикая, я предвкушала бег и заранее жалела ножки 🙂

Маленькая историческая справка, про наше место отдыха, теперь уже постоянное 🙂
Кривори́вня (укр. Криворі́вня)— старинное высокогорное (565 м н.у.м.) гуцульское село на Украине, в Верховинском районе Ивано-Франковской области. Село расположено в 7 км к востоку от районного центра Верховина, у излучины реки Чёрный Черемош по обеим его берегам в живописной долине у подножия гор Варытын (1038 н.у.м.) и хребта Игрец (1073 н.у.м.) Противоречивое название села происходит от зигзагообразной кривой в этом месте линии берегов реки Чёрный Черемош и относительно ровной по горизонтали поверхности вытянутого вдоль берега участка земли, на котором расположена нижняя (старая) часть села. Криворивня является одним из старейших сел Гуцульщины и получила славу её неофициальной «столицы». В настоящее время жители села борются за присвоение Криворивне статуса «село-музей». В Криворивне существует 14 действующих этнографических и историко-биографических музеев. Наиболее известные из них: Музей «Гуцульская Гражда» — жилой дом-крепость семьи Харуков (укр. Харуків), образец гуцульского народного архитектурсного творчества, «Музей гуцульского быта», «Литературно-мемориальный музей И.Франко», 1953 год «Дом-музей Михаила Грушевского», деревянная церковь Рождества Богородицы и колокольня (заложена в 1719 год построена в 1818 году), с росписями темперой XIX ст., которая отмечается историками, как наиболее совершенное сооружение в гуцульской школе народной архитектуры. Среди жителей села существует легенда, что в этой церкви народный мститель и вождь карпатских опришек Олекса Довбуш встретил и полюбил, предавшую его впоследствии, девушку Звонку (укр. Дзвінка).

В Криворивне и близлежащих селах распространены, уходящие в дохристианское прошлое обычаи «колдовства» — гадания и магические предсказания. Людей занимающихся этим ремеслом, а также знахарством, здесь называют мольфары. Умение использовать силу магии и провидения передавалось из поколения в поколение. Местные мольфары имеют широкую известность не только на Украине, но и далеко за её пределами как народные целители, экстрасенсы, обладатели сверхъестественных способностей и неземного дара.
Наиболее почитаемыми и известными на сегодняшний день являются репрессированная в советские годы Криворивнянская писательница и поэтесса Одосия Плитка-Сорохан и проживавший в соседнем селе Верхний Ясенив мольфар, Михайло Нечай. Михайло Нечай утверждал, что владеет магическим камнем «змеевиком» и «знает заговоры от всех бед и несчастий, особенно любовных». Кроме того, мольфар М.Нечай консультировал режиссёра С.Параджанова в вопросах гуцульского быта и обучал актёра И.Миколайчука игре на дрымбе (укр. музыкальный инструмент) в период съёмок фильма «Тени забытых предков».
О М.Нечае снято несколько документальных фильмов, и написано несколько книг и статей, а его талант изучался широким кругом учёных и исследователей.

кусочек дома, в котором мы жили.

Радость, предвкушая отдых, началась часа за 3-4 до того как я очутилась в своем “домике мечты”. До рассвета, пересев с поезда Киев – Ивано-Франковск, на автобус до Верховины, я радовалась каждому холму, а когда увидела горы, была готова захлопать в ладоши, как когда-то в детстве, когда родители привезли к морю и я увидела “кучу воды с волнами” 😀
Мы сняли второй этаж, в небольшом доме, где всё было сделано руками молодой семьи, которые занимаются “зеленым туризмом”. Хозяева дома невероятные люди, про них можно отдельный пост писать. Марина и Николай, низкий вам поклон. В Этот домой я еще вернусь не раз, в нем я отдыхала и набиралась сил и 2012 и 2013, в 2014 к сожалению не вышло.

Справа, мой вид из окна комнаты, на втором этаже.
Как же чудесно просыпаться и не вставая с кровати, в окно, наблюдать как мимо пролетают пушистые облака, цепляясь за ветки ёлок 🙂
а слева наоборот, вид с верхушки горы, на мой домик 🙂
Это всё виды, сняты спросонья, не выходя со двора 🙂

Каждое утро, под окнами гуляли, лошадки, коровки, без привязи, вальяжно расхаживая и щипля травку у реки.

Вооон та беседка, у реки, чудесное место подумать, помедитировать, помечтать, это вид 2012 года, в 2013 там еще добавилась большие качели 🙂
Как бы чудесен не был наш дом, нам не сиделось на месте, мы целыми днями гуляли, ездили не только в соседние города и поселки, но и просто вдоль реки, каждые 20 шагов я останавливалась, если не сфотографировать, то полюбоваться.

В селе очень много каплычек и часовень, через каждые 5-7 домов, все разные, красивые, ухоженные.

Под чудо деревом мини-лавка, это автобусная остановка

А это наша любимая “качель”, Света любила на ней кататься, а я любила фотографировать стоя посередине (это подвесная тропинка в 5 минутах от дома) :)Вид с подвесной тропинки.

Идем дальше, в центр села, за цветными шапками деревьев, музей Грушевского.

а чуть дальше, музей Ивана Франка

Там конечно интересно и познавательно, но меня все равно тянет на улицу, не буду вас утомлять 101 фото музея, лучше будет 120 фото гор и окрестностей)

Тем более, мы решили дойти до еще одной достопримечательности, деревянной церкви Рождества Богородицы и колокольни (которая заложена в 1719 год построена в 1818 году), с росписями темперой XIX ст.

но…два часа прогулки, привели на с к закрытым дверям 🙂 Церковь была закрыта, мы поздно пришли, утром надо было пораньше просыпаться, но никто не расстроился, шли обратно и наслаждались видами)

грозный страж, двора, всегда встречал громким писком….или храпом)

А если идти от дома не налево, в центр села, а направо, через 20-25 мин можно дойти до Верхови́ны

ни одна подвесная тропа не была пропущена! 🙂 это было наше развлечение, да простят нас местные жители)

Вот это уже Верховина

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Верховине был возведен в XVIII – это не только красивейшая, но и одна из древнейших построек в поселке. Кроме того, эта церковь примечательна еще и тем, что во всей Украине она является одним из самых больших деревянных архитектурных сооружений. Благодаря последнему моменту в Верховину съезжаются туристы со всех концов страны и даже из-за рубежа, стремясь увидеть этот уникальный образец гуцульской народной архитектуры своими глазами.
Погуляли, всё рассмотрели, музеи посетили, билет на автобус до Ворохты (план прогулки следующего дня) купили и в свете заката назад, пешочком к дому)

А это уже Ворохта, следующий день 🙂

приехали на подъемниках покататься, а они постарели, заржавели и закрылись)

другой день – другое путешествии, в Косив – за вышиванкой и к серебристым водопадам Шешоры

а назад, снова, часть дороги пешком, а зря, подъехали бы, на чем нибудь, успели бы до закрытия волшебного места, Дома Святого Николая (это наш Дед Мороз), но снова не грустим, отложили на следующий раз, в Карпатах то я планирую бывать раз в год 🙂

Мы снова дома) отдыхаем, и планируем на следующий день, прогулку в горы, верхом 🙂

А за окном, красота, трудно оторваться и уснуть 🙂

Новый день, новые приключения, в этот раз, мы арендовали двух лошадок, к которым прилагались два бравых парня – мачо, хозяина этих дивных животных 😀 и Лысик, жеребенок, одной из лошадей и пузожительй у другой лошади О_о
Так как одна из лошадок была беременной, а лошадок я люблю и жалею, часть пути мы помогали им идти, а не они нам)

Прогулка на лошадях, т.е. возле лошадей было очень запоминающейся 🙂 подняв нас на самую вершину, ребята решили дать отдохнуть лошадкам, напоили нас самогоном, но девчонки сильные и стойкие, не в одном глазу, закусывали домашним хлебом и сыром, а так же ягодами, очень редкими, которые растут только на вершине гор, не спрашивайте, я не запомнила название, но они были вкусными и не ядовитыми)))
А потом я сидела, и фотографировала, ходила, и фотографировала…там вид на все 380 прекрасный!

пора было ехать назад… спуск долгий и нужен отдых, на завтра у нас был сложный план…сложный для меня)

Какой был сложный план ?
всего ничего подняться на г. Говерлу, самую высокую гору Карпат, в Украине.
Гове́рла (укр. Говерла, с румынского — «труднопроходимое возвышение») — самая высокая гора и наивысшая точка на территории Украины

Это вроде ничего сложного, если бы мы, не как две дуры (это была основная фраза всех, кто нас встречал) решили до самой горы дойти пешком, а это не много не мало пару десятков км….и по дороге ни одной живой души)

Спасибо двум добрым водителям, которые проезжали мимо, и подвозили нас то до кпп, то до станции, они сократили наш путь на 2-3 часа)

Вот оно, начало пути на гору, слева река Прут (спасительница, да! она мне помогла выбраться из лесу…но об этом ниже) справа – начало дороги через лес, путь делится на три части, самый легкий через лес, потом по сложней через заросли можжевельника и самый сложный по голой горе, степи.
Если вы высокий и спортсмен, гора вам покорится с легкостью.
Если же вы низенькая панда из офиса, то бишь я, будет сложнее))

Это середина пути , слева те самые кусты можжевельника

А вот и вид с вершины!

Этот вид…стоит того чтобы подняться, и не раз!!

правда ведь, красивые и величественные горы гипнотизируют? 🙂

А вот спуск был намного сложнее, уже вечерело, под ногами мокрая, от горных ручейков глина, постоянные подающиеся и шатающееся камни. У меня странная боязнь спусков, я даже по лестницам боюсь спускаться, по крутым и шатающимся, а тут и подавно…

По дороге на вершину, мы были не одни, общались пока поднимались со всеми, кто шел рядом, а вот с одной компанией подружились, подбадривали и подгоняли друг друга на быстрый подъем, и заодно договорились поехать от подножья горы до трассы вместе, они были на машине (и они тоже называли нас дурами и сумасшедшими, в такую дорогу без ничего и на своих двух 🙂
Так вот, ребята, которые нас обещали подвезти, решили, в лесу, на горе, в обустроенном месте “для шашлычков”, вдоль тропы, таки поесть шашлыков и выпить коньяку, которые они несли собой до вершины, но не стали там есть и пить…
Мне идея была не по душе, но я была в меньшинстве, пока они ели, мне кусок в горло не лез, я смотрела на небо….вечер из сумерок очень быстро превращался в ночь. а незнакомый лес ночью не лучше место для прогулок, без фонарей…
Чтобы не описывать жуткие подробности паники, ужасов и мини истерик,сокращаю… я их вывела, за ручку, 6 человек. 🙂
И я была так рада, что с детства любила читать в темноте, глаза научились хорошо видеть даже при минимальном свете, подавив страх, шла по меткам велотроп, которые были каждые 500м на деревьях и прислушиваясь к журчанью воды, ориентир, река Прут всегда справа, всегда справа)))

Дом, милый дом, как я было рада ему

Кроме как прогулок по окрестным селам и городам, я в Карпаты приезжала и за грибочками, уже без Светика. 🙂
Вот ниже это мой милый друг, поднималась на вершину горы, в поисках волшебного елового леса, с белыми грибами, наткнулась нос к носу, с ним, прям подарок судьбы)
Я на пол часа и про грибы забыла, разговаривала фотографировала, гладила, красавец конь! Живет там, гуляет, пасется)

А это вид на Верховину с вершины, из грибного леса 🙂

Вот и все. пора домой, в Киев. Но я еще вернусь.

А кто до листал до конца, мой герой!! 🙂